Ответственное родительство

В чем состоит основная задача родителей? Как стать хорошими родителями? Что такое хорошее воспитание? В этой статье мы попробуем найти ответы на эти важные вопросы.

Люди определяют хорошее воспитание по-разному. С точки зрения психолога и врача хорошее воспитание ребенка слагается из нескольких основных элементов, обеспечивающих, прежде всего психическое и телесное здоровье на всю будущую жизнь, а значит и жизненный успех, гармонию существования, полноценную самореализацию и долголетие:

  • Создание позитивных моделей поведения и жизненных стратегий на собственном примере.
  • Обучение правилам гигиены, здорового образа жизни и правильного питания, экологии среды обитания.
  • Предупреждение психических травм детского периода, определяющих негативные черты и расстройства личности в более зрелом возрасте.
  • Формирование развитой психологической адаптивности, то есть способности психики стабильно и гармонично функционировать в постоянно меняющихся условиях,  умение человека анализировать новые ситуации, адекватно оценивать собственные возможности и  меняться в соответствии с новыми задачами и целями.
  • Формирование психической устойчивости: умения адекватно действовать в условиях стресса и нагрузок, взаимодействовать с любыми людьми в любых ситуациях, умения восстанавливать свои силы и работоспособность без употребления психотропных веществ, алкоголя и наркотиков.
  • Формирования адекватной самооценки, уважения к себе и к окружающим, к природе и окружающему миру в целом.
  • Создания системы ценностей и нравственных ориентиров,  которые делают невозможным для человека проявления антиобщественного поведения, насилия, криминала и употребления наркотиков и алкоголя.

ВОЛШЕБНАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

Если попробовать обобщить вышесказанное совсем кратко, то успешность воспитания определяется личностями самих родителей и их отношением к ребенку, между собой и к окружающему миру. Ваши отношения с ребенком и другими людьми – основа для построения отношений ребенка в будущем. Если родители относятся к ребенку и к людям с сочувствием, добротой и уважением, то и ребенок станет заботливым и внимательным человеком.



Если родители невнимательны, эгоистичны и враждебны, то и ребенок, скорее всего, окажется таким же, когда вырастет.

Родители во всех своих проявлениях являются моделью для построения личности ребенка. Причем родительская модель может быть как положительной, которой ребенок будет следовать как сознательно, так и бессознательно, так и отрицательной. Негативная родительская модель в любом случае вызовет глубокий внутренний конфликт у ребенка: весьма вероятно, что часть его личности будет стремиться копировать ценности и поведение родителей, а другая – сознательно или бессознательно отрицать  их. При такой ситуации значительная часть жизненной энергии человека будет тратиться на разрешение внутренних конфликтов, а не на гармоничное и  созидательное саморазвитие и позитивное преобразование мира вокруг себя.

Самым сильным и значимым фактором, определяющим психическое здоровье ребенка, его способность адаптироваться к жизни, уровень счастья и благополучия является активное и осмысленное участие родителей ребенка в его жизни.  Развитие ребенка  – больше, чем просто рост и обретение новых физических возможностей. Развитие связано с изменениями в том, как  ребенок думает, в его чувствах, способностях, в восприятии себя и других. Этапы психологического развития, которые проходят дети, разумно предсказуемы. Ответственные родители могут узнать об основных потребностях ребенка в каждый период развития до того, как он достигнет очередного возрастного рубежа. В разные периоды взросления перед родителями стоят особые задачи,  решение каждой из которых позволяет сформировать еще одну сторону личности ребенка:

  • В период младенчества основная задача – это создание безусловного чувства безопасности для малыша, которое достигается любовью и тактильным контактом.
  • Растущему малышу важно помочь обрести контроль над своим телом и знакомить его с окружающим миром, постепенно обучая обретению чувства независимости.
  • В раннем детстве, когда ребенок становиться участником более крупных сообществ, чем его семья, важно помочь ребенку чувствовать себя более взрослым и научить его основным принципам взаимодействия с людьми.
  • В начальной школе ребенку важно привить вкус к познанию и интеллектуальному развитию.
  • В подростковом возрасте основная задача – дать почувствовать ребенку, что он способен быть интеллектуально и эмоционально независимым человеком. А в ранней юности, предстоит помочь ему начать лучше понимать себя и свои чувства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

Какими же людьми нужно быть самим, какую позицию нужно занимать,  как нужно себя вести и что необходимо понимать, чтобы стать хорошими воспитателями для своих детей?

Практика воспитания ребенка – это, прежде всего активная, а не пассивная или реактивная позиция. Хороший родитель активно учится взаимодействию с ребенком, а не рефлексивно реагирует на возникающие по мере поступления проблемы в условиях нехватки времени и знаний, что ограничивает возможности свободного выбора оптимальных решений. И уж тем более позиция не может быть пассивной, когда родительство сводится к обеспечению лишь биологических и материальных потребностей ребенка и отказу от взаимодействия с ним как с формирующейся личностью.


  • Наследственность не является определяющим фактором развития личности – гены определяют лишь предрасположенность. То, как проявится действие генов, зависит, прежде всего, от родительского влияния. То, что вы делаете каждый день  – имеет преимущественное значение для формирования личности ребенка. Даже в тех случаях, когда ребенок имеет тяжелые наследственные заболевания, ограничивающие его возможности.
  • Наблюдая за миром, дети копируют и воспроизводят стандартные алгоритмы поведения и способы эмоционального реагирования, которые они заимствуют у родителей, друзей, героев книг, мультфильмов, кинопродукции и компьютерных игр. Большинство родителей недооценивает тот факт, что дети особенно восприимчивы к эмоциям, которые они сами осознанно или неосознанно выражают. Также, при следовании активной воспитательной стратегии, родители должны влиять и ограничивать выбор источников для эмоционального и поведенческого подражания,  формирующих личность ребенка и способы ее взаимодействия с миром.
  • Характер ребенка можно повредить чрезмерной опекой, но невозможно – чрезмерной любовью. При этом любовь не означает потакание слабостям своих любимых или позволения им проявлять неправильное поведение. Любви никогда не может быть много, но может быть недостаточно. Для ребенка в любом возрасте важны искренние проявления любви: прежде всего – это телесный контакт с родителями (прикосновения, поглаживания и объятия), визуальный контакт и, самое главное, искренние эмоциональное сопереживание, а не словесная декларация чувства любви, хотя и словесные признания в любви никогда не могут быть лишними. При условии их искренности, конечно. Проявление любви создает у ребенка базовое чувство безопасности. Кроме того, в психологии считается, что ощущения счастья у каждого ребенка должен быть хотя бы один взрослый человек, который без всяких условий совершенно иррационально предан ему. Впрочем, это правило действительно не только для детей…
  • Физическое выражение привязанности, тактильный контакт с родителями – это естественное и необходимое выражение эмоциональной привязанности не только в младенчестве, но и в детстве, юности… да и на любом отрезке человеческой жизни
  • Эмоциональный климат дома играет большую роль, чем материальное благополучие. То, как родители взаимодействуют друг с другом, с братьями или сестрами ребенка, с бабушками и дедушками,  с приходящими в дом людьми, с домашними животными имеет фундаментальное значение для благополучия ребенка.
  • Не пытайтесь переделывать темперамент и характерные личностные особенности своего ребенка. Искусство воспитания состоит в создании для ребенка условий, которые помогут проявить сильные черты его характера, и избегать тех, которые подчеркивают его слабости. Прежде всего, для этого нужно научиться относиться к ребенку как к равному себе человеку, пусть и еще маленькому, а не думать, что он является для вас подчиненным, обязанный исполнять все ваши требования. Правила и требования должны иметь под собой здравый смысл и способствовать прогрессу ребенка, а не существовать ради самих себя и мифической дисциплины, которая  чаще всего просто прикрывает нежелание родителей включаться в жизнь и потребности своего ребенка. Автономия ребенка должна быть увеличена до максимальных пределов, в которых ничто не угрожает его здоровью, благополучию или будущему, а также автономии других людей.
  • Одна из важнейших задач родителей – установить понятия о допустимых границах нормального общественно приемлемого поведения и показать, вступление на какие запретные территории приведет к неблагоприятным последствиям. Если поведение ребенка не выходит за установленные границы, то внутри них ребенку должна быть предоставлена определенная автономия – зона, где родители не контролируют каждый его шаг.
  • Наказания – неприятная, но необходимая часть воспитания. Через них ребенок устанавливает для себя границы допустимого поведения. Наказания бывают двух основных типов: авторитарно-подавляющие, временно лишающие благ и привилегий, и эмоциональные – временное лишение родительской любви с взыванием чувства стыда и вины перед родителями. У каждого из видов наказания есть существенные недостатки, и грамотное их применение является искусством. В любом случае, наказания должны применяться последовательно, чтобы закрепить у ребенка понятия о допустимых нормах поведения. Также наказание должно быть применено сразу же, после проступка. В противном случае утрачивается его педагогическая и психологическая ценность. Во всех случаях недопустимы физические наказания. Они являются значимыми психотравмирующими событиями для детей и формируют страхи и ответную агрессию, не способствуя  эффективности воспитания. Никогда не следует наказывать ребенка, во время переживания сильных чувств злости или обиды. Наказание – это не способ мести ребенку, а средство его воспитания.
  • Эффективное наказание должно включать пять элементов: Описание конкретного поступка, выходящего за нормы. Пояснение, чем именно такой поступок навредит ребенку, другим людям или обществу. Описание и разъяснение альтернативной позитивной модели поведения в аналогичной ситуации. Четкое изложение того, каким будет наказание. Заявление ожидания как ребенок поступит в аналогичной ситуации в следующий раз.
  • Совершая ошибки любого рода – признавайте их, а не прячьте от ребенка, пытаясь сохранить «свое лицо». Не занимайтесь самобичеванием и самоунижением – просто предложите наиболее адекватное и конструктивное решение сложившейся проблемы. Так ребенок научится адекватному отношению к промахам, и будет уважать своих родителей за искренность.
  • Поддержка достижений ребенка необходима для формирования адекватной самооценки. Однако ответственный родитель должен хвалить ребенка не только за достижения, но и просто так, за то, что ребенок есть у него. Если же похвала и выражение любви будут связаны лишь с достижениями, это заставит детей думать, что для родителей важны не они сами, а то, что они делают и их достижения, а не сам факт их существования.
  • Похвалы очень важны для развития ребенка – с их помощью родители, осознанно или нет, формируют систему ценностей и притязаний ребенка. При правильной мотивирующей похвале, родители не связывают достижения ребенка со своей эмоциональной привязанностью: «Ты победил, потому что мы тебя очень любим», а увязывают подготовку, приложенные усилия и результат: «Молодец, меня очень порадовало, что ты сам много занимался, читал дополнительную литературу и поэтому заслуженно победил на олимпиаде». Также не стоит увязывать в похвале достижения с врожденными способностями: «Конечно, ты победил — ведь у тебя талант!» Правильным будет хвалить не оценочный результат достижения («Молодец, ты занял первое место и стал лучшим»), а его качественную составляющую:  «Молодец, теперь ты получил очень ценные знания, которые пригодятся тебе при поступлении в университет». Похвала методом сравнения допустима, но лишь в том случае, если родители сравнивают не ребенка с другими детьми, а его нынешнее достижение с предыдущим: «Молодец, теперь ты смог решить больше задач, чем на прошлой олимпиаде!».
  • Реакция на эмоциональные потребности вашего ребенка – одна из важнейших задач. Ребенок должен знать, что он может придти к родителям с любыми эмоциями и проживания, а не только позитивные. Если ли же такой возможности у него не будет, то он будет искать другие места для отреагирования своих негативных эмоций.
  • Бесценное время – это время, проведенное с ребенком. Совсем не обязательно что-то делать или что-то говорить, хотя и это не будет лишним. Магия отношений родителей и детей, которая переходит затем на магию отношений двух влюбленных – это то, время вместе самодостаточно само по себе. Качество времени, проведенного вместе, определяется вовсе не тем, что вы делаете, а лишь состоянием вашего ума. Если вы можете любить  – просто любите ребенка и будьте вместе с ним.
  • Умение и желание постоянно получать новые знания является одним из основных залогов жизненного успеха. В глубине души дети ценят то, что, по их мнению, ценят родители. Демонстрируя собственное стремление к постоянному развитию и обучению, проявляя деятельный интерес к учебе ребенка, ответственные родители смогут привить ему одну из самых необходимых привычек в жизни. Совместная работа над домашними заданиями в начальной школе поможет научить ребенка правильно организовывать свое время.
  • Не требуйте от ребенка невозможного, не ждите достижений и изменений сразу же. У детей периоды быстрого развития сменяются паузами, что связано с серьезной реорганизацией функционального развития головного мозга. Не ждите всего и сразу – иногда необходимо просто подождать, когда растущий мозг ребенка приобретет возможности для освоения очередного этапа.
  • Необходимо принимать, как благо естественного развития ребенка его попытки обрести индивидуальность и стать самостоятельным. Если родители  считают такие попытки протестом или отказом от своего влияния, они будут чувствовать себя все более разочарованными по мере взросления ребенка, а отношения будут все менее доверительными и могут превратиться в многократно описанный в художественных произведениях «конфликт поколений». Такова естественная природа ребенка – он будет меняться. И лучшее, что могут сделать родители – меняться вместе с ним.
  • Обучение конструктивным решениями в разрешении стрессовых и конфликтных ситуаций на своем собственном примере и во время общения с ребенком является жизненной необходимостью. Родители должны практиковать сами и обучить ребенка техникам  релаксации и положительных интерпретаций даже негативных событий. Такой подход позволит избежать развития деструктивных способов «снять стресс» в виде употребления алкоголя, наркотиков или проявления внешней или внутренней агрессии.
  • Необходимо защищать ребенка во всех случаях, когда ему требуется защита.
  • Создание финансовой основы для воспитания детей. Ребенок потребует существенных расходов: от оплаты приема врачей для будущей мамы, до расходов на роды и пребывание в больнице, детское питание, подгузники, игрушки, одежду, плановую и экстренную медицинскую помощь, образование. Семьи или пары, планирующие беременность заранее могут более осознанно подойти к финансовому планированию для рождения и воспитания ребенка, чтобы заранее предпринять шаги по постановке и достижению требуемых финансовых целей

Если вы хотите получить консультацию детского или взрослого психолога, запишитесь на прием по телефону: +7 (812) 331-74-78

Поделиться:
ЗАПИСАТЬСЯ
Напишите нам, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Напишите нам, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время