Акватерапия в реабилитации детей после черепно-мозговых травм.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в России являются одной из основных причин смертности и инвалидизации, уступая место лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Частота черепно-мозговых травм у детей в  среднем составляет 2%, и чаще наблюдается у детей в грудном возрасте и старшей возрастной группе (в подростковом возрасте).

В младенчестве груднички падают с диванов, кроватей, стульчиков, колясок, манежей. Научившись вставать на ноги,  дети подтягиваются на ручках и переваливаются через бортики кроватей и манежей из-за того, что центр тяжести у малышей находится ближе к голове. Падения с рук у матерей, пеленальных столиков и колясок  также вносят значительный вклад в получение травм детьми. У детей ясельного возраста — падение с высоты собственного роста, качелей, горок, из окон и балконов. Научившись ходить самостоятельно, дети получают травмы при падениях с лестниц, качелей, получая удары открывающимися дверьми. В возрасте активного освоения окружающего мира   дети падают с велосипедов, крыш, заборов, из окон и с балконов. В школьной возрастной группе начинают превалировать ДТП, драки и криминальные происшествия.

Черепно-мозговые травмы преобладают у мальчиков. К счастью 65-80% случаев черепно-мозговых травм оказываются легкой степени тяжести. Максимальное количество тяжелых черепно-мозговых травм приходится на детей грудного, дошкольного и школьного возрастов, а минимальное – на новорожденных и детей ясельного возраста. В общей массе пострадавших 2% составляют новорожденные, 25% — дети грудного возраста ясельного — 8%, дошкольного — 20% и школьного возраста 45%. То есть, треть всех черепно-мозговых травм получают дети первого года жизни.  Годовые максимумы черепно-мозговых травм у детей приходятся на весенне-летний период и декабрь.


КАКИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫЕ ТРАВМЫ ВСТРЕЧАЮТСЯ У ДЕТЕЙ?

Исходя из характера и тяжести повреждения головного мозга выделяют несколько видов черепно-мозговых травм:

  1. Сотрясение головного мозга, которое характеризуется кратковременной потерей сознания (секунды), тошнотой, рвотой, потерей памяти на события перед травмой без повреждения костей черепа и тканей мозга и без нарушения жизненно-важных функций.
  2. Ушиб головного мозга (от легкой до тяжелой степени), который отличается длительной (минуты) потерей сознания, повреждением тканей мозга и возможными повреждениями костей черепа.
  3. Диффузное аксональное повреждение (ДАП), возникающее при значительных перегрузках (ДТП, падения с высоты), характеризующееся разрывом нервных волокон в белом веществе мозга. Такие повреждения приводят к длительной коме, значительным нарушениям функций и, часто, к летальным исходам.
  4. Сдавление головного мозга за счет гематом, вдавленных переломов костей черепа, субдуральной гигромы или ушиба-размозжения головного мозга.

В детском возрасте чаще всего встречаются сотрясение мозга и ушиб мозга легкой степени. Особенности детской возрастной анатомии (открытые роднички, подвижность костей черепа за счет незаросших швов) приводят к смазанности и невыраженности симптомов легких черепно-мозговых травм. Например, потеря сознания у детей может продолжаться всего пару секунд, и родители ее могут просто не заметить. Потерю памяти можно установить только у детей старше 4-5 лет.  На мысль о возможной незамеченной черпно-мозговой травме у грудных детей может навести вялость и сонливость ребенка, рвота и срыгивания.


ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ И ИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Длительность и характер лечения черепно-мозговых травм у детей  зависти от характера, степени тяжести и локализации полученных повреждений. Лечение может быть как консервативным, так и с помощью нейрохирургических операций. Во всех случаях, даже самые легкие черепно-мозговые травмы не проходят без последствий для телесного и душевного здоровья ребенка. Наиболее частым последствием легкой травмы является астенический синдром с повышенной утомляемостью, раздражительностью, сопровождаемой замкнутостью, уменьшением физической активности, сопровождаемой умеренной атрофией мышц, снижением мышечной силы и выносливости. Одновременно может развиваться нарушения вегетативной регуляции, в виде понижения или повышения артериального давления, учащения или замедления сердечного ритма, нарушений терморегуляции.

В более тяжелых случаях развивается посттравматическая энцефалопатия: комплекс общемозговых и очаговых неврологических расстройств, сочетающихся с нарушениям познавательной и интеллектуальной деятельности, поведенческими нарушениями.  Самой частой жалобой детей с посттравматической энцефалопатией является постоянная или приступообразная головная боль, которая не проходит при приеме обычных противовоспалительных препаратов. Часто наблюдаются нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон, ночные пробуждения, кошмарные сновидения. Отмечаются нарушения вестибулярного аппарата: неустойчивость позы, положения или шаткость походки, головокружения.  Часто наблюдается раздражительно-агрессивное поведение, признаки депрессии (отсутствие сил и активности, отказ от привычной деятельности и увлечений,  снижение настроения, тягостные мысли, нарушения сна и аппетита).  Могут страдать интеллектуальные функции, память и внимание. Характерно замедление речи, паузы при разговоре, путаница мыслей. Может появляться неадекватность оценки своего состояния, плаксивость, чередующаяся с возбуждением, импульсивное поведение.

Тяжелым проявлением посттравматической энцефалопатии является появление судорог – как в отдельных группах мышц, так и общий судорожный синдром, вплоть до развития эпилепсии, которая развивается у 10-20% пострадавших в течение первого года после травмы средней или тяжелой степени. Также при повреждении проводящих нервных путей могут встречаться параличи и парезы.


АКВАТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ

Акватерапия может быть  очень полезна при реабилитации детей, имеющих отдаленные последствия черепно-мозговых травм. Как было показано выше, последствия травм головного мозга часто могут оказывать негативное воздействие на равновесие, баланс, походку, силу, выносливость и психо-эмоциональную сферу ребенка. Акватерапия в системе реабилитации под наблюдением нейрохирурга, невропатолога, врача лечебной физкультуры.

При занятиях лечебной физической культурой (акватерапией) водная среда помогает пациентам тем, что снижает нагрузку от массы тела, что позволяет работать над восстановлением мышечной силы и выносливости, подвижности в максимально щадящих условиях.  В воде дети, занимающиеся акватерапией, могут легче выполнять движения, которые представляют для них трудности на суше. В то же время вода увеличивает сопротивление движениям, что помогает увеличить мышечную силу и помогает тренировать выносливость  мышц и сердца. Стабилизируя положение тела вязкой водой, дети могут  лучше работать над тренировкой баланса тела. Кроме того, дети с недостаточностью вестибулярной функции испытывают меньше страха перед падением во время ходьбы и занятий в бассейне.

Гидростатическое давление воды уменьшает боль и отеки, что, в свою очередь, увеличивает диапазон движения. Это также увеличивает венозный возврат и стимулирует кровообращение, помогая сердцу и уменьшая объём застойной крови в конечностях. Гидростатическое давление ослабляет действие активирующей ретикулярной системы организма, ослабляя сенсорную стимуляцию мозга. Поэтому вода является такой успокаивающей средой для большинства детей.

Занятия аквареабилитацией под руководством опытных инструкторов позволяет контролировать плавучесть тела ребенка, с помощью погружения в воду на разную глубину. Часто в водной среде дети могут ходить и двигаться без внешней поддержки задолго до того, как смогут достичь этого на суше. Достижение такого успеха в бассейне может значительно повысить оптимизм у ребенка, вселить уверенность на благополучный исход лечения и уменьшить негативные эмоциональные явления, улучшить его поведение и самочувствие.

Конечной целью акватерапии является перенос успехов и достижений в водной среде – в реабилитационные упражнения и процедуры на сушу – в занятия традиционной ЛФК.  Занятия при водной реабилитации рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю.


КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ?

Вы можете записаться на консультацию психолога и врача ЛФК по особенностям акватерапии для детей с СДВГ и записаться на занятия в бассейнах «Аква-Доктор» по телефону: +7 (812) 331-88-94

Поделиться:
ЗАПИСАТЬСЯ
Напишите нам, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Напишите нам, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время