Советы логопеда

Логопедические занятия дома с мамой

под руководством логопеда медцентра «Аква-Доктор»
Традиционная речевая терапия с детьми заключается в регулярных занятиях с профессиональным логопедом, к которому родители привозят ребенка. Логопед на занятиях использует специальные методики для улучшения коммуникативных навыков у малыша, а мама или папа наблюдают за процессом терапии, либо ждут в соседнем помещении.
После каждого сеанса логопед дает родителям домашние задания для работы с ребенком дома. За последние несколько лет в логопедии стали отводить большую роль родителям в развитии речевых и других коммуникативных способностей у детей. Теперь родители больше не являются пассивными наблюдателями: они становятся неотъемлемой частью терапевтического процесса. Это важное изменение роли родителей имеет под собой следующие теоретические основания:
  1. Большую часть своей жизни дети учатся общению во время повседневных контактов и взаимодействия с самыми важными людьми в их жизни – родителями (преимущественно – с мамами).
  2. У родителей гораздо больше возможностей взаимодействовать со своим ребенком в значимых повседневных ситуациях, чем у логопеда.
  3. Родители лучше знают своего ребенка и являются его первым учителем.
Логопед, в случае использования тактики постоянной родительской речевой терапии, обучают родителей использовать конкретные языковые стратегии со своим ребенком во время повседневной деятельности. Эти стратегии мотивируют ребенка общаться и помогают ему развивать более зрелые коммуникативные навыки. В этом случае отсутствуют структурированные логопедические занятия: «терапия» происходит всякий раз, когда родители и дети вместе, и ребенок учится, обмениваясь информацией обо всех вещах, которые являются наиболее интересными, знакомыми и важными для него. Практика родительской логопедии становится естественной частью взаимодействия членов семьи с малышом:
  • осуществляется постоянно – в любое время,
  • включает в себя общение между ребенком и родителем, а не между ребенком и логопедом,
  • включает в себя игры и повседневную деятельность (например, практики во время приема пищи, купания), которые являются знакомыми и значимыми для ребенка,
  • может происходить на постоянной основе в комфортной для ребенка обстановке
  • является мотивирующим и увлекательным занятием для ребенка.
Научные исследования показали, что коммуникативные навыки у детей значительно улучшаются, когда родители:
  • начинают больше взаимодействовать со своим ребенком,
  • активно откликаться на каждую попытку ребенка общаться,
  • используют технику «детской направленной речи» (рассказывают малышу о том, на что он смотрит или чем заинтересовался, используя упрощенную, ритмичную и мелодичную речь),
  • интонационно подчеркивают важные слова в предложении (например, «ты ешь БАНАН!»),
  • уточняют произнесенное ребенком (например, ребенок говорит, «ключ». Мама уточняет: «Да, это ключ от машины».
Фактически, контролируемая и направляемая логопедом родительская речевая терапия может быть даже более эффективной, чем занятия только с логопедом, если речь идет об улучшении понимания ребенком языка и грамматики. Родительская речевая терапия приводит к значительному улучшению выразительных навыков (невербальное и речевое общение), понимания, лексики, грамматики, способствует увеличению частоты контактов, в которые ребенок вступает по своей инициативе. Родительское логопедическое вмешательство эффективно для детей с ослабленными речевыми навыками, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой развития.

Советы и рекомендации для логопедических занятий с ребенком дома

При проведении повседневной родительской речевой терапии дома стоит учесть правило «Кратко-Просто-Наглядно». Что это означает?
При общении с малышом необходимо:
  • Упростить словарь.
  • Сократить продолжительность предложений.
  • Иллюстрировать речь жестами, мимикой и языком тела.
Когда родители начинают соблюдать эти простые правила, качество общения с ребенком тут же повышается, как и эффективность занятий. Оказывается, что зачастую школьные домашние задания не выполняются, или выполняются плохо, потому что ребенку попросту не ясна используемая лексика. Задача родителей в этом случае научить и мотивировать ребенка задавать уточняющие вопросы и получать разъяснения от взрослых, если они сталкиваются с чем-то, что не понимают. В младшем возрасте ребенок может просто не реагировать на новые сложные для него слова. Слишком длинные фразы могут быть связаны не только с проблемой непонимания, но и с вынужденным непослушанием. Например, мамина фраза «Не играйте с братом в компьютерные игры, пока не сделаете математику и не покормите кота, а мусор уберите в бак под раковиной» скорее всего, будет проигнорирована, и приведет к эмоциональному напряжению из-за перегрузки информацией и проблемами у детей (да и у взрослых) с восприятием негативных утверждений. Фразы должны быть короткими, сопровождаться жестами и другими невербальными иллюстраторами. Следующую фразу с новой порцией информации можно произносить лишь после получения обратной связи от ребенка, подтверждающей, что он правильно понял обращенную к нему речь, обработал информацию и выдал ясный отклик на нее. Использование инверсий, отрицаний, предлогов значительно усложняют процесс восприятия и могут вводить ребенка в заблуждение. В приведенном выше примере сообщения от мамы детям должны быть построены следующим образом:
  • Выполните задание по математике.
  • Покормите котика (можно поставить на первое место – голодный кот не даст детям заниматься).
  • Уберите мусор в бак под раковиной.
  • После этого – играйте.
Маме или папе следует постоянно поощрять развитие беседы с ребенком. Вместо того, чтобы задавать ему вопросы, на которые он ответит просто «Да» или «Нет», подумайте о том, чтобы задавать открытые, заставляющие задумываться вопросы, например: вместо вопроса «Тебе нравятся лошадки?» можно спросить «Почему тебе нравятся лошадки?» или, еще лучше: «Что бы ты сделал, если бы к нам во двор зашла лошадка?» Задавая вопросы, которые заставляют давать подробные ответы, родители поощряют ребенка выражать свои идеи и чувства без страха. Ребенка можно научить сосредотачиваться и внимательно слушать речь. Одним из самых простых и эффективных упражнений является игра «в телефон». Она позволяет установить правила, при которых каждый участник игры должен внимательно слушать другого и отвечать развернутыми ответами (при использовании «открытых» вопросов).
Игра позволяет развить у ребенка чувство уверенности в том, что его внимательно слушают и слышат в диалоге, отреагировать в игровой обстановке свои чувства и эмоции. Простейший способ продолжать диалог – переспрашивать ребенка, повторяя в вопросе последние произнесенные им утверждения, например «Ты говоришь, что тебе нравится грива у лошадки?» Чтение и просмотр книг - одна из самых важных вещей, которой родители могут заниматься со своим ребенком. Задавайте вопросы о картинках, просите ребенка указывать предметы на каждой странице. Все это помогает ребенку установить связь с тем, что ребенок слышит и видит. Самым главным правилом при занятиях с малышом является веселье и удовольствие. Ребенок не будет хорошо обучаться, если он чувствует, что то, чем вы занимаетесь, является обязательным «домашним заданием», а не веселой игрой.

Детские медицинские центры ГК «ВИРИЛИС»

  • Удобно расположены, легко добраться из любого района города
  • Для получения медицинской помощи не требуется страховой полис, регистрация или гражданство
  • Консультация специалиста для ребенка на дому с рождения до 17 лет
  • Опыт ответственного лечения детей в Санкт Петербурге с 1990 года
  • Собственные детские медицинские центры с 650 специалистами 49 специальностей
  • Координация с другими врачами медицинских центров ГК «ВИРИЛИС»: мы – единая команда, а не отдельные врачи из «мобильной» клиники
  • Круглосуточная диспетчерская служба
  • Оформление больничного листа, необходимых справок, медицинских карт, документов
  • Вызов детского специалиста на дом без выходных и праздников
  • Комплексные медицинские программы обслуживания в медицинском центре или на дому

Дополнительные услуги

  • Консультации всех детских врачей-специалистов
  • Диагностика, лечение и профилактика заболеваний у детей
  • Комплексные осмотры детей врачами-специалистами
  • Забор анализов на дому для всей семьи
  • Вакцинация детей и взрослых

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА

можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-17-00
Нажмите на кнопку, чтобы позвонить с мобильного телефона отправьте онлайн-заявку или напишите в наш чат.

СТОИМОСТЬ ПРИЕМА У ВРАЧА ЛОГОПЕДА

Логопед, консультация (1 час) 1 850 руб.
Занятие с логопедом по подготовке к детскому саду 1 400 руб.
Занятие с логопедом по подготовке к школе 1 600 руб.
Занятие с логопедом, совмещенное с логопедическим массажем 1 650 руб.
Занятие с логопедом (индивидуальное) 1 200 руб.
Логопедический массаж (30 мин.) 1 450 руб.
Поделиться:
ЗАПИСАТЬСЯ
Напишите нам, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Напишите нам, и менеджер свяжется с вами в ближайшее время